Как правило, владельцы автомобилей вспоминают о подшипниках ступиц только когда появляются шумы в области колеса. Однако нельзя забывать, что в автомобиле ступичные подшипники подвержены экстремальным нагрузкам: высокие перепады температур, различные влияния окружающей среды (не в последнюю очередь соль), а также, в результате восприятия ударов со стороны неровностей дороги, привода, тормозов и рулевого управления – различные динамические нагрузки. Учитывая данные обстоятельства подшипники ступиц должны осматриваться регулярно. При этом необходимо обращать внимание на то, что колесо должно вращаться без люфтов, с допустимым шумом, и минимальным трением.
Традиционно различают два типа ступичных подшипников - шариковые радиально-упорные и роликовые конические. С середины прошлого века однорядные подшипники вытесняются более прогрессивными подшипниками типа HUB (Hub Unit Bearings). Подробнее ознакомиться с различными видами подшипников применяемых в ступичных узлах современных автомобилей Вы можете в статье Эволюция ступичных подшипников.
Некоторые современные ступичные подшипники оснащены многополюсным магнитным кольцом, поэтому при хранении и монтаже таких подшипников необходимо избегать магнитных полей. В противном случае они могут стать не пригодными. Компания СХ поставляет такие подшипники с металлической защитной крышкой из специальной легированной стали. Она защищает многополюсное кольцо от нежелательного размагничивания и должна быть снята непосредственно перед установкой. Также при работе с такими подшипниках необходимо смотреть за правильностью установки. Подшипник должен монтироваться таким образом, чтобы полюсное кольцо было обращено к сенсору датчика оборотов.
Средство смазки в ступичном подшипнике (пластичная смазка) является существенным конструкционным элементом. Ее задачей является снижение трения, а также защита от коррозии и загрязнения при влиянии внешней среды. Она должен быть устойчива к повышенным температурам, старению, а также обладать уплотняющими свойствами. Закрытые корпуса подшипников СХ абсолютно не обслуживаются. С завода в них закладывается долговечная смазка. В случае открытых ступичных подшипников необходимо использовать смазочный материал.
Ступичные подшипники должны проверятся при каждой диагностике, вне зависимости предусмотрено ли это производителем в данный интервал обслуживания. Затраты времени при этом не так велики: проверить люфт, и при пробном вращении колес или пробной поездке прислушаться к посторонним металлическим шумам. Радиально-упорные шариковые подшипники не должны иметь никакого люфта. В случае же конического роликового подшипника небольшой люфт даже необходим.
Радиально-упорные шариковые подшипники не должны разбираться в мастерской. Монтаж и демонтаж данного типа подшипников должен производится на гидравлическом прессе. Для этого должен быть демонтирован корпус подшипника.
Перед монтажом необходимо проверить посадочное место подшипника на предмет овала. Это можно увидеть по темной выкрашенной части на внешней обойме старого подшипника или по кратерным формам на его рабочей поверхности. Следующее основополагающее правило: прессовка или втягивание подшипника в слега смазанное посадочное место должна производиться только по внешней обойме.
При впрессовке ступицы внутреннюю обойму подшипника необходимо «подрезать» соответствующим инструментом. Ступичная гайка должна быть при этом затянута с предписанным производителем моментом.
Конические роликовые подшипники являются открытыми подшипниками. При замене подшипника необходимо следить за правильностью положения обоймы, при монтаже-демонтаже тормозного диска или ступицы необходимо не повредить уплотняющую кромку сальника, для смазки рабочей поверхности, роликов и заполнения крышки использовать только рекомендуемую смазку.
Люфт должен быть установлен в соответствии с требованиями производителя. Обязательным условием правильной установки является необходимость соблюдения предписанного производителем момента затяжки ступичной гайки.
Важно: при накручивании ступичной гайки колесная ступица должна вращаться. При этом конические ролики должны занять соответствующие положения в своих направляющих дорожках. Если не предъявляются никакие требования к величине люфта, производители подшипников рекомендуют ступичную гайку зажать (ослабить) таким образом, чтобы стопорную шайбу можно было радиально сдвинуть с помощью отвертки. Необходимо также помнить, что правильная установка люфта подшипника важна для функционирования датчика ABS, так как по этой причине не редко встречаются нарушения в тормозной системе.
Существуют несколько универсальных основополагающих правил для правильной замены ступичных подшипников:
- Соблюдайте чистоту
- Меняйте все подшипники на оси одновременно
- При демонтаже не повредите посадочное место подшипника
- При монтаже не перекашивайте подшипник и стопорное кольцо.
- При монтаже не прилагайте усилие к поверхностям качения
- Не используйте остроконечные инструменты, такие как отвертка. Всегда существует риск, что отвертка или другой подобный инструмент могут повредить уплотнение, что приведет к проникновению влаги в подшипник.
- Не демонтируйте внутреннее кольцо из ступичного узла. Подшипники смазаны на весь срок службы.
- Если внутреннее кольцо "выскочило", то его нельзя вставить без повреждения дорожек качения и уплотнений. Поэтому требуется новый подшипник.
- Когда ступичный узел устанавливается на полуось, необходимо проявлять сверхосторожность, чтобы избежать смещения одного из внутренних колец наружу или даже вызванную этим возможность его выпадения. Если такое произошло, то подшипник уже поврежден и не может быть использован снова.
- Не пытайтесь вернуть внутреннее кольцо на место, используя усилие при затягивании гайки. Подшипник поврежден.
- Если ступичный узел снабжен пластиковой втулкой для фиксации внутренних колец на месте во время транспортировки, то будьте очень осторожны при извлечении этой пластиковой втулки. Выдавливайте ее большим пальцем, держа при этом ступичный узел в руках за фланец, в направлении установки на полуось. Если усилие на внутреннее кольцо подшипника направлено в обратном направлении, оно может выпасть. Если подобное случилось, то подшипник поврежден, в результате чего узел преждевременно выйдет из строя.
- Проверьте, чтобы детали подшипников были правильно установлены в корпусе. Даже небольшая инородная частица, например попавшая при демонтаже, может быть причиной несоосности. В таком случае подшипник будет иметь неправильную зону нагрузки, и, как результат, преждевременный выход из строя.
- При установке ступичного подшипника следует вращать ступицу при затягивании гайки и регулировке зазора в подшипниках. Если этого не сделать, ролики образуют вмятины на дорожках качения , что в дальнейшем приведет к появлению гула и сократит срок службы.
- Момент затяжки гайки различен для разных моделей автомобилей, поэтому всегда обращайтесь к руководству по эксплуатации автомобиля.
- При монтаже или регулировке ступичных подшипников чрезвычайно важно для безопасности автомобиля, а также для нормального функционирования подшипников, подробно следовать руководству по монтажу.
Представленные ниже видеоматериалы демонстрируют процес замены ступичных подшипников легкового автомобиля мастерами сервисного центра CX .
Замена переднего ступичного подшипника 20,9 MB
Замена заднего ступичного подшипника 34,8 MB